Некоторые новые представления о причинах формирования стимулирующих эффектов КВЧ-излучения

Вопросы пролонгированности действия КВЧ-излучения обсуждались в литературе, но не получили на наш взгляд окончательного толкования. Их пробовали связывать как с "памятью воды", так и с некими неизвестными свойствами клетки.

В работах [51] отмечается, что время "памяти" воздействия КВЧ-излучения на микроорганизмы даже при их постоянных пересевах может достигать нескольких месяцев, причем возвращение к исходным свойствам совершается постоянно. Наблюдается, по мнению авторов, "запоминание" организмом воздействий КВЧ на более или менее длительное время [52, 38].

По нашим данным действие КВЧ-излучения на фотосинтезирующие организмы имеет пролонгированный характер, постепенно ослабевая ко второму пассажу на фоне сохраняющегося повышенного количества пигментов в клетках (табл.1). Эти данные свидетельствуют о сохранении стимулирующего эффекта облучения на прирост биомассы при последующих пассажах облученной культуры S.platensis. В связи с этим представляло интерес выяснить, как меняется при этом фотосинтетическая активность. Оказалось, что она у облученных ранее культур гораздо выше контрольных, что совпадает с данными по приросту биомассы. К 30 суткам роста фотосинтетическая активность во всех вариантах выравнивалась (табл.2).

Табл.1. Пролонгированное действие стимулирующего эффекта КВЧ-излучения у S.platensis (биомасса в г/л)

Длина волны, мм

Оптическая плотность, D

Прирост биомассы по сравнению с контролем, %

10 сут

20 сут

30 сут

7,1

1,14

3,20

8,40

22,8

6,5

1,40

3,80

11,7

71,0

5,6

1,14

5,60

10,44

52,6

Контроль

1,04

2,92

6,84

 

Табл.2. Изменение фотосинтетической активности при пролонгированном действии КВЧ-излучения у S.platensis

Длина волны, мм

Биомасса, D

Прирост биомассы, %

Выделение O2 нмоль/мин/D

Стимуляция фотосинтеза, %

20 сут

7,1

2,72

9,6

16,3

17,2

6,5

3,28

32,2

15,05

8,3

5,6

4,8

93,5

8,23

-

Контроль

2,48

 

13,9

 

30 сут

7,1

5,88

-

14,5

2,8

6,5

10,2

41,6

11,2

-

5,6

9,0

25,0

15,5

9,9

Контроль

7,2

 

14,1

 
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Дополнительно

Австрийская школа и теория предельной полезности
“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этог ...

Использование роботов на промышленных предприятиях
Рассмотрим конкретные задачи , которые роботы решают в настоящее время на промышленных предприятиях. Их можно разделить на три основных категории : - манипуляции заготовками и изделиями - обработка с помощью ...

Меню сайта