История детской журналистики

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Сергей Глинка

(1776 — 1847) — участник Отечественной войны 1812 года, поэт, прозаик, драматург, публицист — издавал в 1819 — 1824 годах журнал «Новое детское чтение». На страницах этого журнала рассказывалось о русском патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения помещика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.

Для детей Глинка написал «Русскую историю» в десяти томах, «Русские исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную повесть «Образец любви» и другие произведения подобного рода. Язык их в наше время воспринимается как довольно тяжелый, особенно для маленького, читателя, но в свое время он таковым не казался. Сам автор не раз заявлял, что лучшее средство воспитания гражданина -— простая и ясная родная речь.

С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он и как издатель взрослого журнала — «Русский вестник». Но эту сторону его деятельности мы не рассматриваем.

Виктор Бурьянов

(это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812 — 1888) также был приверженцем патриархальной старины. Из всех профессиональных детских писателей того периода он, пожалуй, более всего заслуживает упрека в низкопробности, ремесленничестве, навязчивом морализаторстве. В то же время его многочисленные произведения в жанре «прогулок» делают его едва ли не самым плодовитым популяризатором первой половины XIX века.

Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные дети! Мало того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах благоухающий цвет чувств и выращивает в них пырей и белену резонерства, г-н Бурьянов еще убивает в вас и всякую возможность говорить и писать по-человечески на своем родном языке».

Столь же низкого мнения был великий критик и о Петре Фурмане

(1809 — 1856). Детям, говорил он, лучше совсем не знать грамоты, чем читать его книги. Тем не менее, произведения этого писателя пользовались у маленьких читателей успехом. Их привлекала, в частности, тематика, родная история и герои — подлинные исторические деятели. Повести П. Фурмана «Саардамский плотник» (о Петре Первом), «Князь Меньшиков», «Князь Суворов-Рымникский» и многие другие отличались умело построенным сюжетом и эффектно поданными ключевыми сценами и держали детей в напряжении. Хотя язык этих произведений и психологическая разработка сюжетов не выдерживали критики.

Борис Федоров

(1798 — 1895) выступал как писатель и переводчик и заслужил у взрослых современников печальную славу графомана. Однако его деятельности на ниве детской периодики заслуживает внимания. Его журнал «Новая детская библиотека» дает представление о литературе для маленьких читателей пушкинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и образах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы об античных героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на религиозные темы. Федоров стремился воспитать в подрастающем человеке религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему, внимание к культуре поведения, быта. Журнал Федорова, а также изящные малоформатные книги снабжены иллюстрациями. Он одним из первых оценил значение книжной картинки для ребенка.

Б. Федоров составил для детей альманахи «Детский Цветник»

и «Детский павильон»

, где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназначены они были для «семейного чтения», т. е. для чтения детей вместе со взрослыми.

Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствует смешное и серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры. В своих альманахах Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.

Морализаторские рассказы, помещенные в эти альманахи, отличались открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и тому подобное. Большое место Федоров отводил религиозным писателям, а также переводам зарубежных авторов-моралистов.

Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству нельзя сказать, что он отличался безупречным художественным вкусом, но детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в частности, его отклик на появление повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на Русском языке сказки лучше написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как известно, произведение это надолго стало любимым детским чтением.

Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка»(1842—1863).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Дополнительно

Эволюция и самоорганизация химических систем. Макромолекулы и зарождение органической жизни
Понятие самоорганизация означает упорядоченность существования материальных динамических, то есть качественно изменяющихся систем. Оно отражает особенности существования таких систем, которые сопровождаются их восхождением на все более высокие уровни сложности и системной упорядоченности или матер ...

Нейросетевые методы распознавания изображений
Выполнен обзор нейросетевых методов, используемых при распознавании изображений. Нейросетевые методы - это методы, базирующиеся на применении различных типов нейронных сетей (НС). Основные направления применения различных НС для распознавания образов и изображений: применение для извлечение ...

Меню сайта