Уровневый подход к физике

Автор считает, что в сегодняшних науках, включая физику, преобладает т.н. линейный общеметодологический подход. Линейный – значит, действующий в пределах одного этажа, одной плоскости, не осознающий, что такое уровневость и не признающий по-настоящему иерархию изучаемых явлений, процессов, законов, с точки зрения их качественного уровня. Т.е. недооценивающий качественный аспект и ориентирующийся в основном на аспект количественный: в данном случае – на многообразие исследуемых объектов. При линейном подходе для исследователей более важна внешняя форма, а не содержание, суть, упор делается на структуру, структурное многообразие, а отнюдь не на функцию. Это есть следствие преобладающего анализа и дифференциации (но не синтеза и интеграции) объектов исследования, а также самих субъектов – институтов, которые созданы для проведения исследовательских работ. Т.е. линейный подход – подход узких специалистов.

Корни линейного подхода – в т.н. парадигме относительности, когда основной упор делается на вычленении из некоего мало исследованного целого множества известных, хорошо изученных со временем частных, причем все частные изучаются в равной степени, они, с точки зрения исследователя, равны относительно друг друга: А относительно Б относительно В и т.д. (получается линейный ряд, или некая плоскость, состоящая из А, Б, В, …).

При таком подходе важное значение приобретает процесс вычленения и группировки, т.е. систематизации, классификации, идентификации. Процветает феноменология (внешнее описательство явления, события, объекта, работа с формой). Начинается самая настоящая охота за новыми разновидностями по принципу “чем больше частностей, деталей, нюансов, – тем лучше”. Разновидности для исследователя качественно (с точки зрения выполняемой функции) не различаются.

По мнению автора, это – совершенно закономерный этап становления науки как таковой, когда сначала экстенсивно описывается мир, собираются все данные о мире. Но с течением времени линейность исчерпывает себя. Ее потенциал не безграничен.

На смену линейному подходу идет уровневый подход. Для многих сегодняшних ученых он непонятен и в силу этого – неприемлем. Ведь в основе его лежат другие базовые посылки: а) парадигма абсолютности с ее принципом абсолютности, согласно которому за относительным следует абсолютное (высшего уровня, т.е. не совпадающее с начальным, примитивным абсолютом, например, Ньютона и Лапласа); б) в мире действует лишь один закон или, по крайней мере, ограниченная группа первичных законов, которые “работают” на любом из уровней, хотя форма их реализации разнится от уровня к уровню. В соответствии с таким подходом, законы микромира, мезомира, макромира едины. Нынешнее разделение квантовых и релятивистских законов до некоторой степени условно и свидетельствует о зацикленности исследователей на внешних формах и слабом интересе к тому, что скрывается за формой.

Уровневый подход основан на синтезе. По мнению автора, его можно рассматривать как интенсивный способ познания мира.

Любой объект при уровневом подходе рассматривается только как система. Предполагается, что система может являться составной частью надсистемы (системы более высокого порядка) и, в свою очередь, состоит из субсистем (систем низкого порядка). Внутри уровня развитие системы непрерывно, переход с уровня на уровень – дискретен. См. также по этому поводу труды Г.Альтшуллера и разработанную им теорию решения изобретательских задач.

Особое значение при таком подходе приобретает самоорганизация, традиционно не изучаемая физикой. Вместе с тем, было бы ошибкой связывать то, о чем говорит автор, с синергетикой. Синергетический подход идеализирует случайность, спонтанность непредсказуемость развития процесса (своего рода физический экзистенциализм), и в силу этого он далек от парадигмы абсолютности.

Рассмотрим уровневый подход на примере энергии.

Сегодня основные виды энергии в физике рассматриваются по парам: потенциальная – кинетическая, электрическая – магнитная, тепловая – механическая, причем каждая пара рассматривается автономно, независимо друг от друга, потому что разные разделы физики (механика, электродинамика, термодинамика и др.) по существу не связаны или относительно мало связаны между собой. В этом проявляется принцип противостояния (А – Б) и принцип разобщенности, или частности (А и Б сами по себе, В и Г оторваны от них и также выступают самостоятельно: А – Б / В – Г / … и т.д.). Всё вместе, на взгляд автора, и характеризует т.н. парадигму относительности, согласно которой всё относительно всему и единой, универсальной точки отсчета не существует.

Перейти на страницу: 1 2 3

Дополнительно

Австрийская школа и теория предельной полезности
“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этог ...

Проектирование технологии ремонта гидроцилиндров с использованием полимерных материалов
Одно из направлений повышения эффективности производства - его переоснащение современной техникой, внедрение передовых технологических процессов и достижений современной науки. В лесной промышленности и лесном хозяйстве таким направлением наряду с увеличением единичной мощности выпускаемой те ...

Меню сайта